Виды и особенности преждевременного износа автомобилей

ремонт автоПри эксплуатации автомобилей техническое состояние их агрегатов и механизмов постепенно изменяется. Основной причиной этого является износ деталей. Износ деталей, неизбежно наступающий после длительной работы автомобилей при соблюдении всех правил его эксплуатации и технического обслуживания называется естественным. Потребность в ремонте автомобилей, вызванная естественным износом их деталей, возникает после пробега, иногда значительно превышающего установленные нормы.

Преждевременный износ является результатом неправильной эксплуатации автомобилей или нарушения правил ухода за ними. Вследствие преждевременного износа потребность в ремонте автомобилей наступает до прохождения ими установленных межремонтных пробегов.
Различают несколько видов износа: механический, коррозийный, абразивный, усталовстный.
Механический износ деталей наступает в результате истирания их рабочих поверхностей. Примером могут служить шейки коленчатого вала, вкладыши коренных и шатунных подшипников, поршин и стенки цилиндров, шкворни и стулки поворотных цапф, накладки колодок и тормозные барабаны.

Коррозийный износ возникает вследствие разъедающего действия на металл кислот и щелочей, содержащихся в масле или топливе, а также газов и паров воды особенно при высоких температурах. Этому виду износа наиболее подвержены рабочие поверхности головок клапанов и их седел и залитые свинцовистой бронзой вкладыши подшипников коленчатого вала дизелей. В меньшей степени коррозия влияет на износ других трущихся деталей автомобилей.

Абразивный износ вызывается попаданием между трущимися деталями мельчайших твердых частиц абразивных веществ, содержащихся в виде пыли в воздухе или в виде посторонних примесей в смазочном масле. Абразивному износу особенно подвержены такие недостаточно защищенные от проникновения пыли и грязи трущиеся детали, как, например, рессорные пальццы и их втулки.

Усталостный износ вызывает разрушение поверхностей деталей, работающих в условиях переменных нагрузок и высоких удельных давлений, — зубьев шестерен, шариков, роликов и обойм подшипников качения.

Износ деталей автомобилей уменьшается благодаря применению в автомобилестроении различных конструктивных усовершенствований. Так, при изготовлении блоков цилиндров двигателей получили широкое распространение вставные короткие гильзы из износостойкого антикоррозийного чугуна.

Значительно уменьшает износ поршневых колец пористое хромирование верхнего компрессионного кольца и покрытие оловом остальных колец. Коррозийный износ седел выпускных клапанов уменьшают применением вставных седел из антикоррозийного жароупорного чугуна. Термостат и жалюзи в системе охлаждения позволяют поддерживать наивыгоднейший тепловой режим двигателя, обеспечивая наилучшие условия для приготовления рабочей смеси и смазки деталей, благодаря чему уменьшается их износ. Фильтры грубой и тонкой очистки или центробежной очистки масла, устанавливаемые в системе смазки, способствуют длительному сохранению первоначальных свойств масла и снижению износа деталей двигателя.

Применение в коробках передач шестерен постоянного зацепления и синхронизаторов, а также повышение точности изготовления шестерен увеличивают срок службы коробок передач. Уменьшению износов способствует улучшение защиты от загрязнения сочленений рулевого привода и подвески.

Большое влияние на интенсивность износа деталей и изменение технического состояния автомобилей оказывают условия эксплуатации, в первую очередь дорожные и климатические условия, качество применяемых топлив и смазочных материалов, режим движения.

Существенное влияние на износ деталей оказывает и качество масла. Вязкость масла должна соответствовать сезону эксплуатации. Использование в зимнее время вязких масел приводит к тому, что детали механизмов в период их прогрева будут работать почти без смазки вследствие того, что масло не сможет проникать в зазоры между ними. Для двигателей, работающих на напряженном режиме, обязательно применение масел с присадками, уменьшающими нагаро и лакообразование и улучшающими сцепление частиц масла с поверхностью деталей. В дизельных двигателях необходимо использовать масла с антикоррозионными присадками, способствующими повышению срока службы вкладышей подшипников коленчатого вала, залитых свинцовистой бронзой, а в гипоидных главных передачах — специальную гипоидную смазку, образующую на поверхности зубьев особо прочную масляную пленку.

Качество выполнения технического обслуживания имеет наиболее важное значение для поддержания автомобиля в хорошем техническом состоянии. О диагностике и стоимости ремонта ходовой части автомобиля можно на этом сайте.

Тщательное и в полном объеме проведение при обслуживании осмотровых, контрольных, крепежных, регулировочных и смазочных операций способствует уменьшению износа деталей и продлению срока службы автомобиля, делает его надежным в работе и экономичным в эксплуатации.

Добавить комментарий