Установка электроусилителя руля на ВАЗ 2110. Принцип работы, преимущества и недостатки, цена вопроса

Март 2nd, 2016 Admin

Многие автолюбители, знакомые со старыми ВАЗовскими машинами, знают, как непросто ими управлять, особенно на парковке – ведь никаким усилителем руля они не оснащались! К счастью, позднее машины стали оснащать гидроусилителями руля(ГУР), что существенно облегчило ситуацию, сделав автомобили более комфортабельными и безопасными.

Однако мировое автомобилестроение к концу ХХ века ушло далеко вперед от российского по всем параметрам. Если же говорить только о компонентах рулевого управления, то уже в 1990 году японские инженеры из «Тойоты» изобрели электроусилитель руля (ЭУР), более эффективный агрегат, чем ГУР.

Содержание:

Российские конструкторы смогли создать подобное устройство лишь 2002 году, адаптировав его для использования в самой комфортабельной на тот момент модели автозавода – ВАЗ-2110.

К сожалению, штатным оснащением для «десятки» был гидроусилитель руля. Поэтому если вы хотите улучшить управляемость своей машины, придется делать это самостоятельно. Что для этого нужно и как правильно произвести установку, мы расскажем в этой статье.

Чем отличается гидроусилитель руля, от электроусилителя руля

Для начала разберемся, чем ЭУР отличается от ГУР. Эти агрегаты конструктивно совершенно разные. Если не вдаваться в подробности, то главный узел последнего – это насос с приводом от коленвала, который объединен в один агрегат с рядом других деталей, и там все завязано на гидравлике. А теперь разберемся, как устроен электроусилитель руля?  ЭУР же состоит из электромотора, рулевого вала с торсионным валом, нескольких датчиков и электронного блока управления (ЭБУ), и поэтому принцип его действия существенно отличается от такового у гидроусилителя.

Принцип работы электроусилителя руля (ЭУР)


Работает ЭУР следующим образом:

  • Водитель вращает рулевое колесо;
  • Торсионный вал начинает скручиваться;
  • Датчики регистрируют это, а также ряд других параметров;
  • ЭБУ анализирует полученные данные;
  • По завершению анализа ЭБУ подает команду на электродвигатель, чтобы тот создал необходимое компенсационное усилие.

Электроусилитель руля преимущества и недостатки 


ЭУР и ГУР постоянно сравнивают между собой. В дискуссиях сломано уже немало копий, но реальность такова, что ГУР в современных легковых автомобилях появляется все реже, хотя в сегменте грузовиков своих позиций не сдает (и не сдаст, почему – см. ниже).

Так почему же электроусилитель завоевал такую популярность? Есть несколько причин:

1) Работает и тогда, когда двигатель заглушен (ГУР – нет);

2) Обладает меньшими габаритами, чем гидроусилитель;

3) Почти не требует обслуживания;

4) Практически не создает нагрузку на мотор, что помогает немного экономить топливо;

5) В условиях отрицательных температур работает более надежно, нежели ГУР.

Впрочем, есть у него и определенные недостатки:

1) ЭУР конструктивно сложнее, и оттого дороже стоит;

2) В некоторых случаях ЭБУ может отдавать некорректные команды (хороший пример – история с 1-ым поколением «Лада Калина»);

3) Обладает меньшей мощностью работы, и поэтому подходит только для легковых автомобилей;

4) При долгой езде по плохой дороге может перегреться и отключиться на некоторое время, пока не остынет.

Подготовка к установке ЭУР на ВАЗ 2110

В первую очередь следует найти гараж, где вы будете проводить все работы, если у вас его нет. Затем отправляйтесь в автомагазин и закупайтесь всеми необходимыми материалами:

  • ЭУР;

 

  • Специальная пластина;
  • Проводка для электроусилителя; 
  • Промежуточный рулевой вал от «Лада Приора»; 

  • Рулевое колесо для «десятки» нового образца или от «Лада Калина», кожух колонки (необязательно, если аккуратно снять старый).

Из инструментов вам понадобятся:

  • Отвертки (плоская и крестовая);
  • Линейка;
  • Болгарка (необязательно);
  • Дрель;
  • Сверло по металлу.

Как установить ЭУР на ВАЗ 2110: пошаговый фото ремонт

Итак, когда все готово, можно приступать к установке.

1) Возьмите купленные провода и вытащите из колодки штатную клемму, после чего установите ее в колодку на жгуте.

2) Клемма, которая отходит от жгута, устанавливается туда, где был провод, примыкающий к колодке (штатный). Все эти манипуляции нужны затем, чтобы можно было пропустить штатный провод между жгутами. Кстати, провод от колодок – на 50А, и предохранитель должен соответствовать этой мощности (можно взять от «Шевроле Нивы»).

3) Далее вооружайтесь инструментами и начинайте снимать кожух рулевой колонки, замок зажигания и подрулевые переключатели. Действуйте аккуратно, кожух хрупкий и может треснуть.

4) Открутите болт крепления рулевой рейки и демонтируйте ее.

5) Сравните длину старого и нового промежуточных валов. В зависимости от полученных результатов надо будет откорректировать пластину и вал. Здесь вам пригодится линейка. Размеры лучше записать.

6) Подгонка вала производится его обтачиванием, делать это нужно на специальном станке, так что придется обращаться к специалистам.

7) Пластина подгоняется путем пересверливания некоторых отверстий на большую глубину. Сделать это нетрудно, благо вал – конструкция внутри полая. Также, вероятно, потребуется подрезать углы пластины болгаркой и поставить прокладки между ней и кузовом.

8) Попробуйте установить ЭУР в сборе с пластиной и рулевой рейкой. Вполне вероятно, что стандартный болт крепления рейки не подойдет, и его придется заменить на аналог меньшего размера. Это повлечет за собой необходимость монтажа самодельного ограничителя, чтобы вал стоял неподвижно.

9) Установите переключатели (вернее, их центральную часть).

10) Следующий шаг – протяжка 2-х проводов из салона к аккумулятору через левое крыло. Снимите бачок омывателя и найдите длинную медную проволоку. Откройте блок предохранителей, отыщите провода, идущие под капот. Засуньте проволоку туда (аккуратно, не повредите провода!). Она выйдет через отверстие в левом крыле. К концу проволоки, который в салоне, прикрепите провода, а потом вытащите проволоку до конца в подкапотное пространство.

11) Снимите приборную панель и найдите красную колодку. Затем протащите проводку от ЭУР в пространство под панелью.

12) Отсоедините от красной колодки оранжевый провод и наденьте на него колодку из комплекта проводки для электроусилителя. Состыкуйте его с оранжевым проводом от ЭУР (1-ая ножка в его колодке, 12В). Оставшийся конец с клеммой вставьте на место штатного провода в красную колодку.

13) Ту же манипуляцию надо провести и с серым проводом (он также из красной колодки).

14) Вытащенные под капот провода надо присоединить так: черный на «–» , ну а розовый на «+».
На этом все, дальше остается только поставить обратно кожух и рулевое колесо.

Подгонка после установки 

После обратной сборки может оказаться, что остались некоторые недочеты. Возможно, они будут вам совершенно безразличны, но если вы решили сделать все идеально, могут потребоваться следующие дополнительные работы:

  • Выровнять руль, если он после установки стоит криво;
  • Убрать все чересчур большие зазоры между кожухом рулевой колонки и передней панелью;
  • Установить датчик диагностики ЭУР;
  • Заменить потрескавшийся кожух рулевой колонки на новый при необходимости.

Кроме того, немаловажным является то, что вам придется немного скорректировать свою манеру вождения – на первых порах может показаться, что руль крутится очень легко. «Закладывать» машину в поворот тоже не стоит, поскольку усилие на руле с ЭУР более слабое, чем с ГУР или тем более без него.

Ремонтируется ли электроусилитель руля и цена вопроса


Если вдруг электроусилитель руля по какой-то причине вышел из строя, в сервис обращаться бесполезно, так как эта деталь является неремонтопригодной, а потому меняется исключительно в сборе. Так что самостоятельный ремонт ЭУР производится строго на свой страх и риск, ведь любое неквалифицированное вмешательство в его конструкцию запросто может привести к ДТП с вероятностью летального исхода.

Теперь поговорим о цене вопроса. Установка ЭУР, скажем прямо, будет стоить немаленькую сумму. Судите сами:

  • Новый ЭУР в зависимости от региона доставки обойдется около 13000 – 18000 руб. Заказывается он как через интернет-магазины, с последующей доставкой почтой в любой город, так и прямо с завода;
  • Можно сэкономить, приобретя б/у деталь, стоимостью в районе 2000 – 6000 руб. Ищите объявления в Интернете, газетах и пр., но помните, что вы покупаете кота в мешке.

Если говорить о других деталях, без которых нельзя произвести установку, то они тоже недешевы:

  • Промежуточный рулевой вал, адаптированный под установку ЭУР – от 2000 руб. и больше;
  • Кронштейн для установки – примерно 1 000 руб.;
  • Проводка для электроусилителя – приблизительно 1 500 руб.;
  • Если машина карбюраторная, то понадобится еще и имитатор датчика скорости – это еще в районе 1 500 руб.

Выводы и рекомендации

Какой из всего вышеописанного можно сделать вывод? С одной стороны, установка ЭУР на «ВАЗ-2110″ несет множество позитивных аспектов, главный из которых – гораздо более комфортабельная управляемость, что особенно заметно, если у вашей машины не было вообще никакого усилителя руля. Вы будете меньше уставать в процессе вождения, а при наезде на крупную яму руль не станет вырываться из рук, словно живой, что повышает безопасность движения. Кроме того, не надо будет регулярно смотреть за уровнем жидкости и опасаться течей, как в случае с ГУР.

С другой стороны, электроусилитель – удовольствие весьма дорогое, особенно в нынешние кризисные времена. Да и установить его довольно непросто, не считая того, что это занимает немало времени.

К тому же ЭУР совершенно неремонтопригоден, и если он сломался, то машина встает на прикол, в то время как с подтекающим ГУР можно поездить некоторое время, пока не куплен новый. Стоит ли ставить ЭУР на свою «десятку» – решать вам. А на сегодня все. До новых встреч!

Добавить комментарий