Современная автомобильная подвеска — устойчивость, управляемость, комфортная езда.

Подвеска автомобиляЧто такое автомобильная подвеска? Если сделать описание совсем кратким, то это будет выглядеть примерно так: связующее звено между колёсами и кузовом, комфортная езда, устойчивость и управляемость. Но за этой короткой фразой скрывается непрекращающаяся работа инженерной мысли, которая длится уже более сотни лет. За время эволюции от простой кареты до современного автомобиля, простая рессора превратилась в сложнейшую систему механизмов и устройств, которая нейтрализует динамические нагрузки, передаваемые дорожным полотном  кузову автомобиля.

Современная система подвески состоит из трёх основных узлов: упругие элементы, механизмы для стабилизации и устройства для гашения колебаний машины.

Основное назначение упругих элементов — обеспечение плавного хода автомобиля.

Сглаживая дискомфорт от езды по неровной и ухабистой дороги, эти детали выступают буфером между подвеской и салоном. Сначала рассмотрим компоненты, пока ещё встречающиеся в некоторых моделях авто, но уже значительно утратившие свои позиции.

  • Резину можно встретить в современных автомобилях: она применяется в буферах отбоя и сжатия. В качестве подвески она хоть и хороша, так как обеспечивает неплохую плавность хода, но жара и мороз сводят на нет все её положительные свойства.
  • Листовая рессора долгое время была вне конкуренции. Длинные металлические пластины скреплялись между собой и, благодаря взаимному трению, гасили вибрацию кузова. Амортизаторы при использовании таких рессор не требовались. Основные проблемы: большой вес, размеры и неудовлетворительная плавность хода. Это привело к тому, что теперь такие рессоры встречаются крайне редко.
  • На сегодняшний день наиболее используемые виды подвесок – пружинные. Несмотря на то, что их применение не гарантирует отменного плавного хода, лёгкая витая пружина популярна благодаря своей компактности и дешевизне.
  • Торсион – это упругий стержень, изготовленный из хромистой или кремниевой стали, который воспринимая нагрузку, работает на скручивание. Если делать сравнение с пружиной, он выигрывает по надёжности,  к тому же меньше весит. Ощутимый минус – меньшая компактность. Торсион занимает много места, поэтому установка его допускается только на рамных авто, например на джипах.
  • Гидропневматика и пневматика в упругих компонентах – это, на данный период времени, лучший выбор для плавности хода. К тому же пневматическая подвеска позволяет изменять положение кузова относительно дороги. Дорожная нагрузка воспринимается на пневмоэлементы, в которых применяется сжатый газ, воздух или рабочая жидкость. Гидропневматические и пневматические подвески конструктивно очень сложны, в современных вариантах заложены даже автоматические изменения характеристик. Но высокая стоимость, которая обусловлена такой сложностью, слегка тормозит широкое применение этой технологии.

 

Механизмы для стабилизации, они же направляющие устройства определяют управляемость и устойчивость автомобиля.

Эти важные функции выполняют, как правило, рычаги – элементы направляющего устройства подвески. Одним концом они крепятся к раме, вторым – к колесу.  Траектория движения колёс определяет кинематику подвески, которая в зависимости от направляющего элемента может быть или зависимой, или независимой. Разница между ними состоит в жёсткости соединения колёс друг с другом. Если балка или мост жёстко крепят колёса на одной оси, такая подвеска называется зависимой. У независимой подвески колёса способны вращаться отдельно друг от друга.

  • Зависимая подвеска практически не применяется в современных легковых автомобилях, так как не даёт достаточно плавного хода и высокой управляемости. Но у неё есть свои плюсы: большая прочность и немалые ходы колёс. В наше время применяется, в основном, на внедорожниках или на некоторых пикапах.
  • Независимая подвеска способна обеспечить хорошую управляемость авто и уменьшение неподрессоренной массы. Классический вариант такой подвески – это механизм со сдвоенными поперечными рычагами и с отдельно расположенным амортизатором. Из-за громоздкости устанавливается, в основном, на спортивных моделях или на больших автомобилях класса люкс.
  • В последнее время появились промежуточные варианты данных подвесок: полунезависимые и полузависимые. В полузависимых подвесках зависимость колёс друг от друга несколько снижена, так как балка закручивается вокруг собственной оси. Полунезависимый вариант также неплох, так как способен дать хорошую управляемость и плавный ход.

Жидкостный или газовый амортизатор – очень важная составляющая в устройстве современной подвески.

Современный «поглотитель колебаний» (shock absorbers) – это сложное телескопическое устройство, которое сжимается и расправляется с заданным сопротивлением, настраиваемым единожды на выпускающем его заводе. Управляемость автомобиля в немалой степени зависит от этих настроек и состояния механизма. Чтобы понять роль, которую играют амортизаторы, представьте себе прыгающее после каждого бугорка как мячик, транспортное средство; потому что в подвеске стоят одни пружины.

Даже это поверхностное и краткое описание принципов работы современной подвески показывает, насколько сложна данная конструкция. Сочетание множества взаимосвязанных элементов ставит задачу слаженного функционирования всех систем. Ведь для потребителя главное — не количество установленных деталей, а комфортность и безопасность передвижения.

Добавить комментарий