Легендарный автомобиль «Пежо-Бебе»

Приоритетным
направлением деятельности «Пежо» на заре автомобилестроения становится
массовое производство легких, дешевых, эксплуатационно простых «народных
автомобилей». В 1902 году, построив свой новый завод в Лилле,
«Пежо» организует там выпуск легких двухместных четырехколесных
вуатюреток. Они весили 270 кг. Эти машины получили прозвище «Пежо-Бебе».

Малютка «Бебе»

Вуатюретки имели очень простую конструкцию и снабжались
задним одноцилиндровым пол-литровым моторчиком в 6-7 лошадиных сил. В 1905 году компания
«Пежо» выпустила вуатюретку мощностью 6 л.с., тоже названную
«Бебе». На этом автомобиле впервые были установлены амортизаторы,
изобретенные и запатентованные Арманом Пежо. Это была также легкая машина с
одноцилиндровым двигателем объемом 652 см3, двухступенчатой коробкой и
деревянным кузовом. Весила она 550 кг. Но эти модели послужили лишь прелюдией к той «Пежо
Бебе», которая, явившись результатом сотрудничества двух выдающихся
личностей автостроения, навсегда вошла в историю автомобилей.

Бугатти + Пежо

Легендарный
Этторе Бугатти, чье имя ассоциируется с большими, быстрыми, мощными и роскошными
автомобилями, начинал свою деятельность с создания небольших легких
конструкций. Он не только работал в автомобильных мастерских, выпускающих такие
машины (например, у Эмиля Матиса, где разработал легкий и изящный
«Гермес»), но и сам питал слабость к «малым формам».
Считается, что Бугатти полюбил вуатюретки, побывав в 1908 году на гонках на
Кубок малых автомобилей. Как бы то ни было, его первое самостоятельное и
серьезное творение -«Бугатти-13», поразительно похоже на
участвовавшую в тех соревнованиях «Изотту-Фраскини».

В 1910-1911
годах Бугатти разработал на базе своего «тринадцатого» проект нового
легкого и простого автомобиля для массового изготовления – «Бугатти-16».
Но воплощать его в жизнь не стал, занявшись тем, что прославило его имя: конструированием
и производством больших, мощных и невероятно красивых элитных автомобилей. Об
этом нереализованном проекте стало известно в компании «Пежо»,
которая поспешила выкупить его у молодого итальянского конструктора.

«Пежо-Бебе» BP1

В
результате в 1913 году родилась знаменитая микролитражка «Пежо Бебе»
ВР1 или «Малышка Пежо», в которой удачно сочетались прогрессивные
идеи Бугатти и большой опыт Армана Пежо. Внешне она не очень-то похожа на
остальные «Пежо». Плавная стремительность линий, свойственная
гоночным машинам, а не микролитражкам, и подковообразный радиатор выдают ее
происхождение. То, что такая маленькая и дешевая машина имела такой благородный
вид, ставило ее практически вне конкуренции среди одноклассников и искупало в
глазах покупателей многие недостатки. Например, крошечные размеры: хотя кузов
был двухместным, но более или менее комфортно разместиться в нем мог только
один водитель.

Это была
хрупкая и не слишком удобная, очень недолговечная машина со слабым двигателем.
Рулевое управление было весьма примитивным и неточным. Шины на «Пежо-BP1» приходилось менять через
каждые 10000 километров. Однако это был автомобиль, который не только выглядел
как уменьшенная копия мощной машины, но и скрывал в себе остроумные технические
решения Бугатти.

На BP1 стоял очень маленький, но
четырехцилиндровый мотор-моноблок объемом 855 см3 с боковыми клапанами,
мощностью 10 л.с. Миниатюрности и легкости конструкции Бугатти достиг не
в ущерб ее функциональности. Двигатель был оснащен двумя боковыми
распределительными валиками, смазкой под давлением и системой охлаждения с
водяным насосом. К маленькому двигателю пристыковывалась сверхкомпактная
коробка передач с задним ходом совершенно оригинальной конструкции. Она имела
два концентрических вала с шестернями, входившими в зацепление с внутренней
нарезкой коронных шестерен, что давало 2 передачи вперед. Главная передача была
обычной конической шестеренчатой с дифференциалом. Обе жесткие оси
подвешены на рессорах — спереди на полуэллиптических; сзади на
четверть эллиптических. Барабанные тормоза стояли только на задних колесах. Все
колеса велосипедного типа
крепились к ступице одной центральной гайкой, как у гоночных машин. Небольшой
руль с тремя спицами управлял передними колесами.

Простые и
дешевые малолитражки, ориентированные на массового потребителя, составили
основу процветания компании «Пежо». Но никогда больше дешевый
народный автомобиль не был таким изысканным.

«Пежо» в России

Автомобили
«Пежо» нашли признание и в России. Царской семье принадлежало две
модели. Среди десяти автомобилей Николая II был роскошный «Пежо-148»
с кузовом французской фирмы «Бельвалетт», а знаменитая «Пежо-Бебе»
была куплена в 1913 цесаревичу Алексею. Сейчас этот автомобиль,
отреставрированный, хранится в Политехническом музее в Москве. Историческая модель «Бебе», несмотря на название, не имеющая отношения к детскому автоспорту, — одна из самых знаменитых, проданных
фирмой «Пежо».

С началом
XX века гамма машин Пежо с невероятной быстротой расширилась. В нее вошли как
легкие квадрициклы и вуатюретки (малые автомобили), в том числе «Бебе»,
так и тяжелые и дорогие машины с роскошными кузовами для аристократии. На
некоторых устанавливались четырех- и шестицилиндровые моторы объемом более 7
литров, развивавшие до 90 сил. Компания «Пежо» построила новые заводы
во Франции и наладила выпуск мотоциклов, стала одним из самых активных и
преуспевающих участников всех крупнейших автогонок и пробегов и начала успешно
экспортировать свои машины. К 1915 склады готовых к продаже автомобилей
«Пежо» действовали в восьми городах Российской империи: Петербурге,
Москве, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Варшаве и Одессе.

22-03-2014, 00:08 | all1974


Добавить комментарий