Геометрия осевого шасси

Правильное выравнивание шасси автомобиля — это когда все колеса находятся в требуемом направлении на каждой фазе вождения без скольжения. Исследование показывает, что около 70% трехосных грузовиков имеют неправильно отрегулированные задние оси.

шассиНе отрегулированная ходовая часть приводит к следующим последствиям: чрезмерный износ шин, увеличение расхода топлива за счет увеличения сопротивления качению, плохое рулевое управление автомобилем, быстрая усталость водителя и слабость его концентрации, преждевременный износ ходовых компонентов и подвески.

Рабочее состояние транспортного средства должно быть подтверждено периодической технической проверкой всех его компонентов. Объем этих испытаний включает оценку соответствия фактических параметров транспортного средства технически допустимым, особенно в отношении механизмов, отвечающих за безопасность дорожного движения. В настоящее время эти вопросы регулируются Постановлением Министра инфраструктуры от 16 декабря 2003 года. О масштабах и порядке проведения технических испытаний транспортных средств и моделей документов, используемых в этих испытаниях.

Влияние конкретных геометрических параметров на поведение транспортного средства

Безопасное транспортное средство должно поддерживать прямолинейное направление движения, обеспечивать правильное маневрирование и эффективную остановку в критических дорожных ситуациях. Выполнение всех этих условий в значительной степени зависит от хорошего контакта шины с дорожным покрытием, что в свою очередь определяется правильной геометрией шасси.

Приведенные здесь геометрические параметры представляют собой, в основном, углы: сходимость колес одной оси, наклон колес, наклон шкива рулевой оси, рулевое управление внешним колесом и внутренняя ось рулевого управления. Результатом неправильной конвергенции является повышенная устойчивость транспортного средства, снижение сцепления протекторов с поверхностью и чрезмерный износ наружных или внутренних краев шины.

Угол наклона вертикальной плоскостью и плоскостью вращения колеса, пересекающейся в центральной точке контакта между протектором и поверхностью. Этот угол может принимать положительные значения, когда верхняя часть колеса удалена от вертикальной продольной плоскости симметрии транспортного средства. В противном случае мы имеем дело с отрицательным наклоном. Неправильный угол наклона колеса вызывает неравномерный износ краев шины, что может отрицательно сказаться на стабильности транспортного средства, эффективности торможения и общем сроке службы грузовых шин.

Угол в оси поворотного кулака измеряется в продольной плоскости относительно вертикальной прямой, проходящей через центр контактной зоны протектора. Теоретически этот параметр может также иметь положительные, отрицательные и нулевые значения. На практике, однако, используется только положительное значение, при котором ось штифта пересекает дорожную плоскость перед центральной точкой контакта этой плоскости с протектором колеса.

Угол продвижения оказывает сильное влияние на устойчивость движения вперед в прямом направлении и облегчает возвращение колес, направляемых в нейтральное положение при выходе из криволинейного движения. Неправильные значения этого угла вызывают автоматические изменения направления движения (уклонение или тягу в сторону), вибрации и чрезмерное сопротивление, ощущаемые на рулевом колесе, а также неравномерный износ.

Угол наклона оси штифта измеряется в поперечной плоскости относительно вертикальной линии, проходящей через точку пересечения оси штифта с дорожной плоскостью. Значение этого угла влияет на общие характеристики рулевой системы.

Разница между углами поворота внешнего и внутреннего колес связана с использованием трапецеидальной системы рулевого управления и должна быть отрегулирована на ширину колеи ведущей оси и кривизну поворота (чем больше расстояние, тем больше разность углов, тем больше радиус кривизны, соответственно, меньше разность углов). Благодаря этому решению, направляемые колеса оси могут катиться без поперечного скольжения на двух с разными радиусами. Максимальные углы поворота обоих колес одной оси вправо и влево должны быть одинаковыми и соответствовать инструкциям по обслуживанию данной модели автомобиля.

Добавить комментарий