При тюнинге «зубил» очень часто применяются различные функциональные узлы от ВАЗ-2110. Это достаточно дешево, а главное, не требует специфических умений или инструментов. Одним из лидеров по популярности является установка «десяточного» стабилизатора поперечной устойчивости на ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099. И это не только из-за простоты, он реально работает!
Стабилизатор с Lada 110 толще «восьмого» на 2 мм (18 мм, при 16-ти у восьмерки). Их даже трудно отличить на глаз на прилавке, однако эти скромные 2мм творят чудеса — устойчивость очень увеличивается, крены уменьшаются, машина перестает «рыскать» при объезде препятствий. В общем, автомобиль ведет себя совершенно иначе. Некоторые автолюбители идут дальше и покупают более толстые штанги, сделанные из титана.
Но об этом в другой раз.
Купить штангу стабилизатора можно практически на любом авторынке или магазине. Они продаются как отдельно, так и в сборе с «яйцами» (так называют стойки стабилизатора). Если обратиться к теории, то для установки нового стабилизатора требуется закрутить 6 гаек. Но тут, как и в любом деле, возникают свои трудности и тонкости.
Стабилизатор от ВАЗ-2110 нужно приобретать только в сборе с яйцами! Штатные стойки от «Восьмерки» могут не выдержать повышенного напряжения и лопнуть.
Особую осторожность нужно проявить при выкручивании гаек, удерживающих кронштейн штанги стабилизатора. Там установлены самокнтрящиеся гайки «на 13», которые могут выйти вместе со шпильками, которые приварены(!) к кузову.
Потребуется ловкость рук или опыт, чтобы протащить штангу стабилизатора между всеми элементами подвески и выхлопа автомобиля. Если не хотите снимать хомут «штанов» с глушителя, придется изощряться.
Все запомнили? Тогда вперед.
Установка стабилизатора поперечной устойчивости на ВАЗ-2108 своими руками:
Закатываем машину на яму и обрабатываем спреем WD-40 гайки шпилек (помните 2-й пункт?) и крепление стоек к рычагу растяжения. Это рекомендую сделать за пару дней до установки. Очищаем металлической щеткой гайки и проливаем хорошенько ВэДэшкой. Оставляем «откисать». (Из-за того, что гайки с нейлоновыми вставками, жидкость проникает туда с трудом. Не жалейте спрея, потом спасибо скажете.
Когда пришли устанавливать стаб, пролейте еще разок гайки WD-40, а тем временем снимайте яйца с новой штанги.
На машине также откручиваем крепление стоек к растяжке (ключ «на 19»), по очереди с каждой стороны.
Заливаем проблемные гайки еще раз и пробуем откручивать. Подойдет обычный ключик «на 13» (лучше рожковый — будет видно «идет» ли гайка, и усилие лучше ощущается). Если не двигается, заливайте еще, раскачивайте буквально по 5°, опять заливайте и ждите пока жидкость проникает внутрь.
Если справились, считайте победа. Остальное не займет у вас более 20-ти минут. Снимаем хомуты держателей с подушками и яйца со старой штанги (можно брызнуть WD-шкой). Вытаскиваем все наружу.
Просовываем новую штангу. Когда она будет на месте, надеваем подушки и яйца (в сборе протащить между резонатором и днищем не удастся).
Прижимаем штангу и надеваем хомуты на подушки. Фиксируем гайками. (Соединения брызгаем антикором.) К слову, со шпильками и в этот раз нужно аккуратно. Даже закручивая, их можно погнуть или оторвать. Желательно заменить самоконтрящуюся гайку на новую, а шпильку прочистить щеткой.
И последнее — крепим яйца болтами к растяжке. В регулировке стабилизатор не нуждается, все детали займут «удобные» места автоматически при езде.
Результат ощущается с первых километров. Подвеска становится более жесткой, крены и покачивания становятся сдержанными. При быстрой езде машина ведет себя более плавно. Скорость прохождения поворотов заметно повысится, так как автомобиль более уверенно держится на дороге.
В общем, если вы еще сомневаетесь, отвечаю: менять стабилизатор поперечной устойчивости на ВАЗ-2108 нужно обязательно!
Успехов на дорогах.