Толщиномер — современный прибор электронного типа, применяемый для измерения толщины слоя ЛКП на поверхности.
Эффективность применения прибора обусловлена тем, что при повторном окрашивании детали (например, в случае физического воздействия на поверхность) толщина краски будет больше заводского параметра и толщиномер это выявит.
Прибор применяется:
- Для частного пользования;
- При гарантийном обслуживании автомобилей, на СТО;
- Страховыми агентами;
- Экспертами-оценщиками;
- При проведении судебной и лабораторной экспертизы;
- Профессиональными полировщиками и детейлерами.
Содержание
Как измерить толщину лакокрасочного покрытия?
На практике существует две методики для измерения толщины ЛКП:
- Метод разрушающего контроля. В этом случае проводится два измерения — до удаления покрытия и после выполнения этой работы. Сначала проверяется общая толщина, после чего смывается нанесенный слой и измеряется тот же параметр, но уже для необработанной поверхности. К этой категории относятся методы травления, весовой метод и прочие.
- Метод неразрушающего контроля. Толщина изделия измеряется до нанесения покрытия и после обработки. Здесь применяется магнитный метод, когда толщина определяется с помощью магнитного поля и его взаимодействия с окрашенной поверхностью.
Толщиномеры относятся к устройствам, работающим по методу неразрушающего контроля.
Для измерений толщины лакокрасочного покрытия используются следующие приборы:
- Микрометр (имеет точность до 5 мкм). Такой прибор бывает ручным или фиксированным (крепится на стойке).
- Многооборотный индикатор круговой шкалы (точность — до 5 мкм). Если прибор электронный, то точность выше — до 1 мкм.
- Толщиномер (бывает магнитным, вихретоковым, электромагнитным, ультразвуковым).
Среди всех вышеперечисленных приборов наибольшей популярностью пользуется толщиномер.
Прибор применяется по следующему алгоритму:
- Проверяйте калибровку. Здесь требуются эталонные пластинки (стальные или пластиковые) с нанесенным слоем краски конкретной толщины. Если показания прибора сходятся с теми, что были заявлены, то в настройке нет необходимости.
- Настраивайте устройство под конкретный диапазон измерения.
- Прикладывайте толщиномер к элементам кузова машины, начиная с передней части, после чего измеряйте все участки. Для точности проверку рекомендуется производить 3-5 раз.
- Высчитывайте среднее арифметическое из полученных результатов.
Виды толщиномеров, плюсы и минусы, сфера применения
Сегодня применяется несколько типов толщиномеров, работающих на различных принципах.
Магнитный.
Такой прибор отличается простотой и доступностью по цене. Внутри расположен магнит, который совмещается со стрелкой. Благодаря магнитному принципу, устройство выполняет измерения без батарейки.
При этом проверки проводятся только на металлосодержащих материалах. Суть измерений проста — чем тоньше слой, тем больше магнит притягивается к металлу.
Главный недостаток тестера — погрешность, которая достигает 10%.
Электромагнитный.
В отличие от прошлого типа, стоимость такого прибора выше, а конструкция — сложнее.
Внутри установлен источник электромагнитного поля. Чем больше толщина ЛКП на поверхности, тем ниже сила взаимодействия.
Недостаток — недостаточно высокая точность.
Вихретоковый.
Принцип действия основан на создании вихревых токов на поверхности под действием переменного магнитного поля.
Преимущество прибора — простота исполнения и прочность, возможность измерения поверхностей, имеющих алюминиевое основание.
Ультразвуковой.
Наиболее дорогой и точный толщиномер, работающий по принципу эхолота.
В процессе измерения отправляется и принимается сигнал, после чего оценивается задержка.
Чем толще покрытие, тем больше время возврата сигнала.
Преимущества — точность, способность работы с любыми материалами. Недостаток — высокая цена.
Для профессиональной деятельности (при экспертной оценке, в процессе ремонта авто) требуется точный прибор, способный с минимальной погрешностью определять толщину покрытия.
Здесь рекомендуется два типа прибора — вихретоковый (для алюминия) или ультразвуковой (универсальное устройство).
В остальных случаях можно обойтись бюджетными толщиномерами электромагнитного или магнитного типа. Но в этом случае нужно быть готовым к определенной погрешности измерения.
Критерии выбора
Удобство, точность, простота, а также актуальность применения повышают спрос на изделия для измерения толщины ЛКП.
Как следствие, рынок наполняется новыми моделями, построенными на различных принципах и имеющих широкий функционал.
Выбрать подходящее устройство в таком многообразии непросто. На какие критерии стоит ориентироваться при покупке? Их несколько.
Тип и размер дисплея.
Если задача — точно измерить толщину покрытия и получить параметр в цифровом отображении, то без экрана не обойтись.
Устройства со шкалами или индикаторами дешевле, а потребление энергии у них ниже (или же в источнике питания вовсе нет необходимости).
Недостаток — низкая точность, из-за которой они все больше отходят на второй план.
Наиболее распространенный вариант дисплея — ЖК (STN-экраны). При покупке обращайте внимание на ограничения по температуре, ведь ЖК-дисплеи обладают повышенной чувствительностью. Хотя, новые модели способны работать даже на морозе. Главное — периодически помещать устройство в тепло.
Преимущества ЖК экрана — информативность, небольшое потребление энергии. Недостаток — низкое качество изображения, плохой угол обзорности.
При выборе толщиномера обращайте внимание на размер дисплея, ведь от этого зависит число строк, которые помещаются на экране, а также читабельность информации.
Аккумулятор.
От емкости и типа источника питания зависит продолжительность работы устройства без замены аккумуляторной батареи.
Тип (с прижимным датчиком и курком).
Толщиномер куркового типа имеет форму пистолета. Ресурс таких приборов — 1-1,5 года.
Минус устройства проявляется в случае, когда требуется получить доступ к труднодоступным местам, а также произвести измерения в местах скругления. Кроме того, существует риск износа измерительного датчика.
Класс точности.
От точности измерения, надежности и скорости отклика напрямую зависит и стоимость толщиномера.
Если в большом числе функций нет необходимости, то достаточно покупки бюджетного устройства (оно рассчитано на проверку 15-20 машин в год).
Приборы профессионального типа отличаются большей точностью и высокой скоростью отклика.
Норма толщины лакокрасочного покрытия, допустимые отклонения
При измерении толщины ЛКП учтите следующее:
- В 9 из 10 машин, которые ездят на нашей дороге, толщина покрытия находится в диапазоне 70-160 мкм (исключения — некоторые модели марок Land Rover, Mercedes, старые японские и американские авто).
- Если ЛКП не подвергалось внешней обработке, то толщина — 50-90 мкм является нормой. Такую толщину имеют стойки, внутренние пороги, элементы кузова в багажнике и подкапотном пространстве.
- Разброс измерений при использовании толщиномера — 10-40 мкм. Причина — неравномерность нанесения слоя краски на заводе. Такое отклонение считается нормальным. Учтите, что толщина ЛКП зависит от многих факторов — страны, где собиралась машина, года выпуска, частоты мойки, стараний водителя в процессе очистки кузова и так далее. Если поверхность окрашена и шпаклевана, то прибор сразу это выявит.
- После полировки покрытия толщина ЛКП снижается на 10-15 микрон. В случае нанесения сверху пленки толщина, наоборот, возрастает на 15-50 мкм. Применение карбона утолщает поверхность на 250-300 мкм.
- На крыше самый тонкий слой краски, поэтому измерения лучше начинать с нее. К нижней части машины (возле порогов) толщина, наоборот, будет выше.
Что предлагает рынок?
Сегодня в продаже представлено десятки разных моделей толщиномеров, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, характеристики и погрешность.
Вот некоторые и из приборов, которые достойны внимания.
Толщиномер СЕМ DT-156.
Устройство предназначено для применения профессиональными сотрудниками автосервисов, страховых и оценочных компаний. С помощью прибора удается с легкостью определить битый автомобиль или нет.
Погрешность составляет три процента, диапазон измерений — от нуля до 1250 микрон, память на 320 измерений.
Для сохранения источника питания предусмотрена возможность изменения режима работы батареи.
В коробке с прибором находится диск с драйверами, руководство по эксплуатации, кабель USB и коробка с эталонами (для калибровки толщиномера).
В роли источников питания подходят обычные батарейки ААА. Если же планируется чаще применять прибор, то больше подойдут аккумуляторы.
Главное преимущество устройства — функциональность. Измерения будут точными при проверке любых поверхностей (магнитных и немагнитных).
Допускается измерение на диэлектрических покрытиях или на цветных металлах. Перед началом работ обязательна калибровка.
Плюсы устройства — точность, компактность, удобство применения. Недостаток устройства — высокая цена (около 150 долларов).
Толщиномер BIT 3003.
Принцип действия построен на методе неразрушающего измерения (магнит). Точность устройства — до 25 мкм. С помощью прибора удается определить целостность кузова и толщину краски.
Преимущество — отсутствие необходимости в источнике питания и возможность проведения одной калибровки на несколько лет. По заявлению производителя погрешность увеличивается в среднем на 1% за 100 лет.
Для проверки толщины прибор прикладывается к очищенной от пыли и грязи поверхности, после чего толщиномер плавно оттягивается до момента разделения магнита с металлом.
Контроль толщины производится по цвету. Синий цвет говорит о толщине 0-100 мкм. Это значит, что под краской нет грунтовки или же машина много раз полировалась.
Зеленый цвет (100-200 мкм) — показатель правильной толщины ЛКП.
Желтый (200-300 микрон) — цвет, который сигнализирует о подкрашивании машины или нанесении второго лакового слоя.
Красный цвет свидетельствует о толщине ЛКП, равной 300-520 микрон. В этом случае можно говорить о кузовном ремонте, повторном окрашивании.
Если цвет черный (520-750 микрон), то производился ремонт с применением слоя шпаклёвки.
Преимущества прибора — долговечность, возможность работы без батареек, компактность, отсутствие необходимости в калибровке, удобство применения, доступная цена.
Недостатки — низкая точность, неспособность работать с немагнитными покрытиями.
Толщиномер RM-660.
Прибор, предназначенный для проведения измерений на разных поверхностях (магнитных и не магнитных). Применяется для выявления скрытых повреждений, контроля толщины ЛКП.
Диапазон измерений — от 0 до 1250 мкм, погрешность — 2%, автоматическое выключение. Питается устройство от одной 3-вольтовой батарейки, вес — 36 грамм.
В комплекте поставляется сам толщиномер, железная и алюминиевая пластинка, батарейка, руководство пользователя, гарантия.
Преимущества — высокая точность, удобство применения, компактность, инструкция на русском языке, не большая цена — 20-25 долларов.
Недостатки — разбег показаний.
Толщиномер EM 2271.
Прибор, позволяющий определять толщину только на металлических поверхностях. С его помощью удается быстро выявить элементы кузова, которые подвергались окрашиванию.
Модель EM 2271 питается от напряжения 3 Вольта. Предел измерений — от 0,1 до 2 мм. В комплекте содержится инструкция и сам прибор.
Главный недостаток — неспособность проводить измерения ЛКП на алюминии, пластике и прочих материалах, не являющихся ферромагнетиками.
Преимущества — возможность переключения единиц измерений, компактность, небольшой вес, наличие функции автоматического отключения.
Толщиномер ET 111.
Устройство производит точные измерения толщины покрытия на любых металлах (магнитных и немагнитных). Предназначено для проверки машины при покупке на факт ремонта.
Корпус выполнен из пластика. Предусмотрен 4-дюймовый дисплей. Калибровка не требуется.
Диапазон измерений отличается от типа поверхности (цветной металл — 0-1000 микрон, черный металл — 0-2000 микрон).
Преимущества — высокая точность (2%), наличие звукового сигнала и функции автоотключения. Питается устройство от двух батареек типа ААА.
В комплекте прибор, чехол, эталонный диск и батарейки. Есть дополнительные опции — наличие подсветки дисплея, ультрафиолетовый свет для проверки купюр, переключение единицы измерений.
Покупатели отмечают удобство работы, точность измерений. Недостаток — периодические зависания на холоде.
Можно ли взять толщиномер в аренду, и где это сделать?
Стоимость многих толщиномеров превышает показатель в 50 долларов, поэтому часто приходится задуматься об актуальности покупки.
Если устройство требуется для одноразовой проверки машины, то его можно взять в аренду. Стоимость услуги (700-1600 рублей в день). Такие услуги предлагают, как частные лица (объявлений очень много) или автосервисы.
Сложность в том, что выбрать машину за сутки не всегда удается. Аренда актуальна в случае, когда машина забирается из салона и нужно проконтролировать состояние ЛКП.
С другой стороны, покупка толщиномера порой оправдывает себя. Здесь стоит выделить несколько преимуществ:
- Возможность окупить прибор при проверке первого же автомобиля (если на нем оказались крашеные элементы);
- Неограниченность в сроках применения;
- Возможность последующей продажи;
- Шанс быть полезным для друзей и знакомых (устройство всегда можно дать в аренду и заработать хорошее отношение или «пиво»).
Итоги
Стоит ли тратить деньги на покупку прибора — решать только вам. Если машины меняются редко, а проверку требуется провести только на завершающем этапе покупки авто, то аренда толщиномера позволит сэкономить деньги.
С другой стороны, при отсутствии стеснения в финансах можно позволить себе недорогое устройство, которое пригодится не только при покупке машины, но и в быту (например, для проверки качества окрашивания тех или иных поверхностей).