Система картерной смазки и вентиляции двигателя ЗМЗ-451

Смазка необходимых деталей мотора ЗМЗ-451 комбинированная – под определенным
давлением и распылением. Коренные подшипники и шатунные коленчатого ряда,
втулки коромысел и наконечники верхних штанг, подшипники распределительного
вала смазывают при помощи давления, а все иные детали – при помощи разбрызгивания.

Стенки цилиндров дополнительно смазывают
маслом, которое выкидывается через сверление в нижних головках шатунов в случае
совпадения их с каналами масла в шейке коленчатого вала.

К приводным шестерням распределительного вала
масло подводят с помощью трубки, время от времени соединяясь через специальные
канавки на шее первого подшипника с масляной магистралью.

В составе системы моторной смазки: маслоприемник,
масляный насос, установленный внутри масляный картер, система масляного канала,
масляный фильтр узкой чистки, редукционный клапан, масляный радиатор, масляный
картер с размещенным на нем маслоизмерительным стержнем и маслоналивный
патрубок, который закрывается крышкой-фильтром вентиляции картера.

Объем системы смазки — 6,2 литра. Масло заливается через
специальный патрубок фильтра системы вентиляции картера. Среднестатистическое
давление при езде автомобиля со скоростью 45 км/час – в пределах 2-5 кГ/см2.

Эти границы
могут быть превышены при прохладном,
непрогретом движке или, наоборот, понизиться – в жаркую погоду. При слабых
оборотах холостого хода автомобиля давление масла должно показывать не меньше
0, 5 кГ/см2.

В случае
таких колебаний давления масла робота мотора должна прекратиться.

В системе смазки мотора ЗМЗ-451 есть пара клапанов:

  • Редукционный (находится в корпусе цилиндров по
    правой стороне)
  • Перепускной (в системе фильтрации грубой
    чистки).

Эти клапаны отрегулированы на производстве, и
нарушать их заводской контроль не рекомендуется.

Для того чтобы масло остывало в системе
существует масляный радиатор, который
включают при температуре больше 20 градусов, при низких температурах этот
радиатор должен быть в отключенном режиме. Но в независимости от окружающей
температуры, при передвижении в характеристиках (при больших нагрузках и
высокими оборотами коленчатого вала мотора) тоже нужно открывать кран данного
радиатора.

Валик в оболочке привода тоже смазывается
маслом, разбрызгивающимся моторными деталями. Истекая по
стенам блока, масло будет попадать в специальную прорезь-ловушку на самом
нижнем конце корпуса, а из него – на
поверхность валика. Если по некоторым причинам с мотора ЗМЗ-451 сняли привод масляного
насоса и коллектора зажигания, то для того, чтобы обеспечить правильное
положение распределителя на блоке.

Необходимо установить его таким образом:

  • Вывинтить свечу из первого цилиндра.
  • Прикрыв пальцем отверстие свечки, с помощью
    пусковой ручки повернуть коленчатый вал до того момента, пока воздух не будет
    выходить из-под вашего пальца. Это начнется сначала такта сжатия.
  • Если вы убедились, что началось сжатие,
    осторожно поверните коленчатый вал до соединения отверстия на ободке шкива
    коленчатого вала с указателем, размещенным на крышке распределительных
    шестерен.
  • Потом поверните валик привода таким образом,
    чтобы прорезь на его торце для распределительного шипа стояла в нужном положении.
  • С осторожностью, остерегаясь затрагивания шестерней
    за стены блока, необходимо воткнуть привод в блок.

В случае повышения давления в системе смазки
выше допустимого значения масло отжимает специальный плунжер редукционного
клапана, и излишки масла будут выбрасываться в картер с помощью сливного
канала. Данный клапан при процедуре применения не регулируется.

Для проведения очистки фильтрующего элемента
служат определенные счищающие пластины, которые набраны на отдельном стержне,
который закреплен неподвижно в системе фильтра.

Через фильтр большой чистки протекает все
масло, которое было нагнетено насосом в системе. Между подводящими и отводящими
каналами в самом фильтре есть шарик перепускного клапана, с помощью которого
перепускается масло в масляную магистраль в случае засорения фильтра.

За фильтром узкой чистки нужен определенный
уход. При ТО-1 необходимо сливать гущу через специальное отверстие, которое
размещено в фильтровом корпусе.

Через ТО-1 параллельно со сменой масла в
картере мотора ЗМЗ-451 нужно подменить фильтрующий элемент. В том случае, если масло
становится темного цвета, нужно изменить
фильтрующий элемент раньше, так как это может свидетельствовать о том,
что он сильно засорен или поврежден.

Менять элемент системы фильтрации советуют в
такой последовательности:

  • Сначала снимаем левую боковину капота
  • Потом отворачиваем пробку отверстия для слива,
    после чего и сливаем весь отстой, снимем крышку, и вытаскиваем фильтрующий
    элемент, протираем внутреннюю поверхность корпуса и чистим отверстие для стока
    масла в трубке, которая размещена по центру;
  • Меняем элемент для фильтрации на новый,
    заворачиваем пробку отверстия для слива и заливаем в корпус новое и свежее
    масло;
  • Устанавливаем крышку на своем место, закрепляем
    с помощью болта, не сильно затягивая его, так как это может навредить
    прокладке;
  • Добавляем масла в картер мотора до метки «П»
    стержневого указателя масла;
  • Пускаем движок и проверяем, не протекает ли
    масло через пробку, штуцера и крышку узкого очищения. Немного приостанавливаем
    движок и снова доливаем масло до пункта «П».

Уход за
фильтром грубой чистки

Один раз в день после работы на горячем
движке поворачиваем ручку фильтра на полтора-два оборота.

Через ТО-1 сливаем всю грязь и отстой их
фильтра, предварительно повернув валик на несколько оборотов.

При ТО-2
снимаем с мотора ЗМЗ-451 специальный фильтр промытого отстойника и фильтрующий
элемент. Чистить этот элемент рекомендуется волосяной щеткой, время от времени
погружая его в подготовленный керосин и прокручивая ручку. Для того чтобы
избежать разных повреждений, не стоит чистить данный элемент проволочными
щетками. После хорошей промывки во избежание появления ржавчины пластин нужно помыть
фильтр в водянистом масле.

Ухаживание за вентиляцией картера сводят к
проверке плотности соединения и очистке крышки коробки толкателей и вытяжной
трубки при ТО-2.

В случае повышенных расходов масла нужно
проверить бесперебойность системы вентиляции картера. При низких температурах
нужно каждый день проверять, и в случае необходимости чистить вытяжную трубку,
а если нет, то может появится в картере повышенное давление и течка масла через
сальники.

Фильтр вентиляции картера нужно вымыть в
керосине или обычном бензине, после чего хорошо просушить, потом окунуть в
масло и подождать, чтобы масло истекло. Такую работу рекомендуется выполнять
вместе со сменой масла в моторе ЗМЗ-451. Необходимо помнить о том, что сухой фильтр будет
пропускать пыль и грязь в сам двигатель ЗМЗ-451.

1-02-2014, 00:15 | Корнев Андрей


Добавить комментарий