Преимущества шипованной резины

На наших дорогах шип противоскольжения при зиме, которая тянется месяца по четыре – вещь естественно полезная. Однако есть одна проблема – наблюдательные финны подсчитали, что каждый их шипов за один км дороги выбивает 10 граммов асфальта.

В начале надо определиться – а необходимы ли вообще вам шипы.

Выбирая, какую предпочесть «резину»– «голую» или шипованную, надо руководствоваться критериями выбора шин, о которых пойдет речь в нашей статье «Преимущества шипованной резины».

Шипованная резина хороша при езде в неустойчивую погоду с быстрыми заморозками и оттепелями, на слабо очищаемых дорогах и твердым покрытием, наледями и плотно укатанным снегом. Особенно нужны шипованные шины ранней неустойчивой весной и в предзимье, когда перепады дневных и ночных температур способствуют образованию прочных корок льда.

Простые зимние покрышки с развитым рисунком на протекторе чаще всего применяются только при городской езде или езде по регулярно очищаемым скоростным автомагистралям и пригородным трассам. В таких условиях преимущества шипованной покрышки отсутствуют, скорее наоборот могут причинить много неприятностей, к примеру, при резком торможении.

Снижение весовой доли шипа всего на одну десятую грамма способно уменьшить его разрушающее воздействие на покрытие дороги примерно в 5 раз. Однако эти доли даются очень сложно. Еще в самом начале 70-х годов была доказана малоэффективность металлопластиковых шипов, так как главное требование, которые предъявлялось к материалам для них, – равные или близкие коэффициенты теплового расширения. А у металла и пластика они различные. И что бы ни говорила нам реклама, физика – точная наука, ее не проведешь. Из пластмассовых корпусов твердосплавные вставки вылетают очень быстро. Шипы из металлокерамики лишены этих недостатков, однако они еще не вышли за рамки эксперимента. Так что пока все равно основная ставка делается сейчас на традиционные конструкции.

С годами сложился уже классический вид шипа – точеный или штампованный корпус из стали (иногда – алюминия), снабженный двумя или тремя фиксирующими фланцами и вставкой из твердосплавных материалов, диаметром 8 мм, длиной 10 мм, весом 1, 2 г. На простую 14-дюймовую покрышку надо поставить от 103 до 121 шипа.

За устойчивость машины на зимней скользкой дороге приходится платить сильно увеличившимся весом колес.

Однако повышение неподрессоренных масс ухудшает управляемость и динамику машины, даже если речь идет о 500 граммах. И это еще один фактор, который заставляет фирмы, которые занимаются разработкой шипов, добиваться понижения их веса буквально на несколько грамм.

Есть два основных типа шипов – штампованные и точеные. Казалось бы, немного алюминия, вставка из металла, который трудно плавится – что тут можно изобрести? Но после премьеры Hakkapeliitta 4 шины, вторая нашумевшая презентация зимних показов – четырехгранный шип, который был предложен компанией Turvanasta. В основу его конструкции ложился традиционный двухфланцевый шип, однако «перешеек» между фланцами у него сделан квадратным. Вставка из тугоплавкого сплава также имеет квадратную форму. В чем тут «изюминка»? По диагонали площадь сечения квадратной вставки заметно больше, чем у обычной круглой вставки, диаметр ее равняется длине стороны квадрата. Выходит, что суммарная площадь данных шипов почти в 1, 5 раза превосходит такой же показатель простых шипов. Но они могут быть внедрены только при применении специальных приборов для ошипования, которые ориентируют положение граней относительно качения колеса, при этом приемущества резины с шипами неоспоримы.

Большой популярностью по-прежнему пользуются цилиндрические традиционные шипы серии MAL 11, выпускаемые компанией Scason. Вес этого алюминиевого двухфланцевого классического штампованного шипа со вставкой из твердого материала менее 1 г, благодаря чему он не вызывает столь разрушительного воздействия на покрытие дороги. В компании Scason около двадцати типов шипов, которые рассчитаны на установку в любые шины грузовых и легковых автобусов и автомобилей.

Однако шипами в Финляндии пользуются не только автолюбители. Ханну Карлссон, директор компании Biltema, недавно продемонстрировал оснащенную шипами шину для велосипеда. Да-да, в подготовке к зиме, финны не забывают о таком сезонном транспорте, как велосипед.

Не так давно шипы считались чуть ли не панацеей от всех бед на дороге зимой. Однако в последнее время отношение к шипам стало изменяться. Причем в нескольких европейских странах, которые первые запретили их применение, говорят о возвращении шипов, а у нас, напротив, интерес к ним как-то поубавился. И все-таки чаще шипы оказывают полезные действия, чем наносят вред. Важно только знать некоторые правила эксплуатации шипованных покрышек и установки шипов. Так, эксперты компании Nokian считают, что идеальная технология установки шипов – установка шипа в теплую шину. Вот почему надо отдавать свое предпочтение шинам, которые выходят ошипованными с завода. Лучшие результаты показывает применение стального металлического шипа со вставкой из тугоплавких сплавов. Металлопластиковая конструкция или «плавающий» шип – вещи более чем спорные. Плавающая конструкция не гарантирует жесткую фиксацию шипа, равно как материалы с разными коэффициентами теплового расширения и трения не могут обеспечить достаточную прочность шипа.

Поставив покрышки с шипами, не стоит первую тысячу км «выдавливать» из авто максимальную скорость – необходимо пройти обкатку шипов на скорости порядка 70 км/ч.

При езде на шипованных шинах надо помнить, что на чистом асфальте при резком торможении они могут вести себя как коньки и привести к заносу или срыву. Помимо этого, использование шипованой резины требует от водителя совершенно иной манеры езды – старт становится более динамичным. А самое главное, тормозной путь вашего автомобиля на обледенелых участках дороги сильно укорачивается, в отличие от машины, которая идет позади вас. Поэтому очень важно клеить себе на машину знак «Ш».

15-05-2011, 08:00 | Зинченко Владимир Александрович

Добавить комментарий