Особенности конструкции раздаточной коробки Chevrolet Niva

Конструкция раздаточной коробки Chevrolet Niva

Раздаточная коробка:
1 — ведомая шестерня;
2 — подшипники дифференциала;
3 — пружинная шайба;
4 — стопорное кольцо;
5 — муфта блокировки дифференциала;
6 — зубчатый венец корпуса дифференциала;
7 — зубчатый венец вала привода переднего моста;
8 — подшипник вала привода переднего моста;
9 — маслоотражатель;
10 —
грязеотражатель;
11 — вал привода переднего моста;
12 — фланец;
13 — сальник;
14 — пробка отверстия для слива масла;
15 — ведомая шестерня привода спидометра;
16 — ведущая шестерня привода спидометра;
17 — пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла;
18 — передняя крышка раздаточной коробки;
19 — роликовый подшипник промежуточного вала;
20 — кронштейн подвески раздаточной коробки;
21 — крышка подшипника ведущего вала;
22 — упорное кольцо подшипника;
23 —
подшипники ведущего вала;
24 — шестерня повышающей передачи;
25 — ступица муфты переключения передач;
26 — муфта переключения передач;
27 — картер раздаточной коробки;
28 — шестерня понижающей передачи;
29 —
втулка шестерни низшей передачи;
30 — вал ведущий;
31 — задняя крышка;
32 — шариковый подшипник промежуточного вала;
33 — промежуточный вал;
34 — корпус дифференциала;
35 — упорная шайба шестерни привода заднего моста;
36 — подшипник вала привода заднего моста;
37 — шестерня привода заднего моста;
38 — сателлит;
39 — ось сателлитов;
40 — стопорное кольцо оси сателлитов;
41 — ось подвески раздаточной коробки;
42 — пружинная шайба;
43 — шестерня привода переднего моста.

Привод раздаточной коробки Chevrolet Niva

Привод раздаточной коробки:
1 — вилка муфты блокировки дифференциала;
2 — муфта блокировки дифференциала;
3 — стопорный болт вилки;
4 — защитный чехол штока;
5 — пружина рычага;
6 — шток вилки блокировки дифференциала;
7 — крышка картера привода переднего моста;
8 — стопорная шайба;
9 — втулка оси рычага;
10 — ось рычага;
11 — рычаг блокировки дифференциала;
12 — шток вилки переключения передач;
13 — вилка рычага управления;
14 — рычаг управления;
15 — тяга рычага блокировки дифференциала;
16 — муфта переключения передач;
17 — вилка муфты переключения передач;
18 — дистанционная втулка;
19 — шарик фиксатора;
20 — втулка пружины фиксатора;
21 — пружина фиксатора;
22 — выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала;
23 — ось вилки рычага управления;
24 — болт крепления вилки.

Раздаточная коробка служит для изменения величины крутящего момента и распределения его между передним и задним мостами.

Коробка имеет две передачи с передаточными числами 1,20 и 2,135. Передний и задний мосты приводятся постоянно и связаны межосевым дифференциалом, делящим крутящий момент поровну. Для повышения проходимости автомобиля дифференциал можно блокировать, при этом передний и задний приводные валы становятся жестко связанными между собой (их частоты вращения равны).

Раздаточная коробка крепится к полу кузова на трех кронштейнах — резинометаллических опорах. Корпусные детали раздаточной коробки отлиты из алюминиевого сплава и соединены между собой шпильками и гайками.

В верхней части картера выполнен лючок, закрытый штампованной стальной крышкой. Передняя крышка центрируется на картере по двум установочным штифтам. Между крышками и картером расположены картонные прокладки (при ремонте вместо них можно использовать герметик-прокладку). Все валы уплотнены резинометаллическими манжетами (сальниками). Валик привода датчика скорости, штоки вилок переключения передач и блокировки дифференциала уплотнены резиновыми кольцами. В передней крышке выполнены два отверстия — заливное (оно же контрольное) и сливное.

Передняя сторона раздаточной коробки Chevrolet Niva

Вид на переднюю сторону раздаточной коробки:
1 — правый кронштейн подвески;
2 — заливная пробка;
3 — промежуточный вал;
4 — датчик скорости;
5 — корпус привода датчика скорости;
6 — передний карданный вал;
7 — крышка картера привода переднего моста;
8 — левый кронштейн подвески;
9 — задний карданный вал;
10 — передняя крышка раздаточной коробки;
11 — картер раздаточной коробки;
12 — пробка сливного отверстия.

Ведущий вал установлен на двух шариковых подшипниках, наружные кольца которых размещены в гнездах передней крышки и картера. Внутреннее кольцо переднего подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.

Внутреннее кольцо заднего подшипника зажато между буртиком вала и упорной шайбой, расположенной под гайкой заднего конца вала. Гайку стопорят, вдавливая ее кромку в пазы на валу. Ведущий вал зафиксирован от осевого смещения установочным кольцом в проточке на внешнем кольце заднего подшипника, зажатым между картером и задней крышкой. На ведущем валу расположены две ведущие шестерни.

Передняя (большая) — высшей передачи, она свободно вращается на термообработанной шейке вала. Задняя (меньшая) — низшей передачи, свободно вращается на термообработанной втулке, установленной на валу с натягом.

Шестерни имеют по два венца. Косозубые (большие) венцы находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми (малыми) венцами соединяется муфта переключения передач при включении передачи. Муфта перемещается по ступице, жестко посаженной на шлицах вала между ведущими шестернями. В среднем положении муфты обе передачи выключены («нейтраль») и крутящий момент от двигателя не передается на колеса.

Промежуточный вал представляет собой блок двух косозубых шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала. Передняя шестерня, кроме того, находится в зацеплении и с ведомой шестерней, закрепленной на корпусе дифференциала. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний — роликовый, задний — шариковый. От осевого смещения вал зафиксирован установочным кольцом в канавке наружного кольца заднего подшипника, которое зажато между картером и задней крышкой (так же, как и у ведущего вала).

В переднем торце вала запрессована стальная ведущая шестерня привода датчика скорости. Ведомая шестерня — пластмассовая, установлена на валике, вращающемся во втулке корпуса привода датчика скорости. Корпус закреплен на передней крышке раздаточной коробки.

Вал привода переднего моста передним концом опирается на шариковый подшипник в картере привода переднего моста. Картер привода переднего моста закреплен на передней крышке раздаточной коробки. Внутреннее кольцо подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала. От осевого смещения подшипник зафиксирован стопорным кольцом, входящим в канавку картера привода переднего моста. Задний шлицевой конец вала соединен с шестерней привода переднего моста дифференциала. Прямозубая шестерня на валу служит для блокировки дифференциала. Конструкция и установка вала привода заднего моста аналогична, но на нем нет шестерни.

Задняя сторона раздаточной коробки Chevrolet Niva

Вид на заднюю сторону раздаточной коробки: 
1 — левый кронштейн подвески;
2 — поперечина заднего кронштейна подвески;
3 — задний карданный вал;
4 — задняя крышка раздаточной коробки;
5 — передний карданный вал.

Корпус дифференциала выполнен разъемным, обе его части соединены шестью болтами. Эти же болты крепят и ведомую шестерню к корпусу дифференциала. Корпус дифференциала установлен на двух шариковых подшипниках. Внутреннее кольцо переднего подшипника удерживается от смещения распорной пружинной шайбой, опирающейся на стопорное кольцо в проточке корпуса дифференциала. В канавку на внешнем кольце подшипника входит установочное кольцо, зажатое между передней крышкой раздаточной коробки и картером привода переднего моста. Таким образом, корпус дифференциала удерживается от осевого смещения передним подшипником; задний подшипник не зафиксирован. На передней части корпуса дифференциала выполнены шлицы, по которым перемещается муфта блокировки. При включении блокировки муфта соединяется с шестерней на валу привода переднего моста, соединяя его с корпусом дифференциала.

В отверстиях корпуса дифференциала установлена ось сателлитов, удерживаемая двумя стопорными кольцами. Под одним из колец находится пружинная шайба, препятствующая осевому перемещению оси сателлитов. Сателлиты (конические шестерни), расположенные на оси, находятся в постоянном зацеплении с шестернями привода мостов. Между корпусом дифференциала и сателлитами установлены опорные шайбы. Их толщина подбирается так, чтобы осевой зазор шестерен привода мостов не превышал 0,10 мм, а момент сопротивления вращению — 14,7 Н·м.

Управление раздаточной коробкой — ручное, с механическим рычажным приводом. Водитель переключает передачи и включает блокировку дифференциала одним рычагом. Нижним концом рычаг связан со штоком переключения передач, а через тягу, соединенную с осью рычага, — со штоком блокировки дифференциала. Другим концом каждый шток соединен с вилкой соответствующей муфты (переключения передач или блокировки дифференциала), и это соединение стопорится болтом. Каждый шток на выходе из коробки уплотнен и защищен от пыли резиновым гофрированным чехлом. Для фиксации привода в выбранном положении служит шариковый фиксатор — подпружиненный шарик входит в пазы на штоках. На штоке переключения передач их три — для «нейтрали», высшей и низшей передач, на штоке блокировки дифференциала — два («включено» и «выключено»). В крышку привода переднего моста ввернут выключатель, замыкающий цепь контрольной лампы при включении блокировки дифференциала.

Добавить комментарий