Как работает автомобильный кондиционер

Тяжело представить современный автомобиль без кондиционера или климат-контроля. Но не все знают, как он работает, рассмотрим принцип работы автомобильного кондиционера, поломки и стоимость ремонта.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Содержание статьи:


Сравнивая автомобили 10-15 лет тому и сейчас, можно увидеть, что даже в базовую комплектацию некоторые производители устанавливают или системы климат-контроля.

Иногда покупая автомобиль водитель не понимает как правильно пользоваться кондиционером или климат-контролем, после чего начинает считать, что он поломан. Рассмотрим, с чего состоит кондиционер и климат-контроль, в чем их разница и схожесть. Так же как правильно их эксплуатировать и обслуживать, и какие затраты может понести выход из строя кондиционера.

С чего состоит кондиционер и климат-контроль

Прежде чем понять, как работает кондиционер или климат-контроль, разберемся, с чего состоит сама система охлаждения. Кондиционер, это набор элементов, которые совокупно создают систему охлаждения.

Главными составными кондиционера считаются:

  • компрессор;
  • конденсатор;
  • ресивер-осушитель;
  • испаритель;
  • терморегулятор;
  • датчик низкого давления;
  • датчик высокого давления;
  • комбинированные и дополнительные датчики (в климат-контроле).

Пойдем по порядку рассматривать, что для чего предназначено. Первым по списку идет компрессор, его основным назначением является сжатие хладагента (фреона) в газ высокого давления и температуры. Работу компрессора обеспечивает двигатель автомобиля, благодаря передаточным ремням на шкив и электронную муфту.

Далее по списку идет конденсатор, узел довольно большого объема. Главным назначением является охлаждение сжатого хладагента, в помощь для охлаждения используется наружный вентилятор. Чаще всего он напоминает второй радиатор в передней части автомобиля, потому его еще называют «радиатором кондиционера». Именно конденсатор является самым уязвимым узлом системы кондиционера, его легко пробить, часто подвергается коррозии или механическим повреждениям при движении.

По продвижению хладагента следующим идет испаритель, именно он выдает холод в салоне, по-другому еще называют теплообменник. Чем-то напоминает вышеупомянутый конденсатор с сотами и змеевиком, через который проходит хладагент. Вентилятор продувает через него воздух салона и в результате чего он охлаждается.

Датчики системы кондиционера немало важные компоненты, так например датчики высокого и низкого давления отключают компрессор, когда давление не соответствует рабочему давлению. Это делается для того, чтоб не заклинил компрессор. Температурный регулятор отвечает за подачу количества хладагента в испаритель салона, от него и будет зависеть комфорт в салоне автомобиля.


Что касается комбинированных и дополнительных датчиков системы кондиционера, то в основном они устанавливаются при наличии климат-контроля. Предназначены для снятия параметров с разных приборов, их контроля и управления ими. В отличии от системы кондиционера, эта система управляется с помощью бортового компьютера и автоматически регулирует все параметры для обеспечения выбранной температуры. Так же отличием является то, что возможно выбрать температуру для каждого ряда или стороны (левой/правой) в автомобиле. Другими словами, это полная автоматика кондиционера.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Подача холодного и теплого воздуха в салон автомобиля

Весь процесс включения кондиционера или климат-контроля начинается с компрессора. Как только вы включаете кнопку кондиционера, срабатывает муфта на компрессоре, притягивая шкив с передаточным ремнем от мотора.

Стоит помнить, что кондиционер или климат-контроль будет работать только при заведенном двигателе, иначе эффекта не будет. После срабатывания муфты запускается компрессор и начинается нагнетание давления.


В системе существует два давление, низкое и высокое. С компрессора выходит высокое давление, а в компрессор входит низкое давление.



С компрессора хладагент попадает в конденсатор, благодаря вентилятору и потоку воздуха он охлаждается и передается в осушитель, где убирается возможная влага и мусор с хладагента. Только потом хладагент попадает в испаритель. В большинстве случаев вместе с испарителем установлено много других приборов и датчиков. Это и вентилятор для обдува испарителя, система вентиляции, разные датчики и регуляторы. Если же это климат-контроль, то там целый набор регуляторов и датчиков. Иногда может быть и несколько испарителей, все зависит от построения системы вентиляции в автомобиле.

Именно с испарителя выходит низкое давление, которое подается обратно в компрессор, после чего процесс начинается по кругу. Все мелочи в виде датчиков и регуляторов описать смысла нет, так как для каждого автомобиля они индивидуальны, а вот принцип работы кондиционера или климат-контроля в системе охлаждения одинаковые.

Правильная эксплуатация автомобильного кондиционера

Эксплуатация кондиционера

Казало бы элементарные вещи, захотелось прохладного воздуха в салоне автомобиля в жаркую погоду, нажал кнопку пуска кондиционера, выставил температуру и наслаждаешься. Но увы, не всегда так бывает. В этом и начинается разница климат-контроля и кондиционера.

Кондиционер только способен подавать количество прохладного воздуха относительно выставленной температуры. Необходимо помнить, что стоит закрыть заслонку подачи воздуха снаружи, знать, какая температура безопасна для вашего здоровья, если в машине дети, то не стоит злоупотреблять, иначе выйдя на улицу при жаркой погоде, можно легко простыть.

Низкая температура вредна для здоровья

Чаще всего забывают закрыть заслонку подачи воздуха снаружи, иначе охлаждение не будет ожидаемым. В обязательном порядке все окна должны быть закрыты, это тоже будет влиять не только на температуру, но и на работу компрессора кондиционера и расход топлива. Нагнав нужную температуру, компрессор автоматически выключается, если же окна или заслонка открыты, то компрессор будет постоянно в работе, а значит и расход топлива увеличится. Как результат долгой работы кондиционера без отключения может привести к сгоранию компрессора.

В климат-контроле все параметры контролируются и управляются с помощью бортового компьютера, он автоматически закроет заслонку или подаст сигнал, что она не закрыта. Так же предложит закрыть все окна во избежание перегрузки компрессора. Подобрав оптимальную температуру, система будет автоматически поддерживать её, отключая и включая компрессор, добавляя теплого или холодного воздуха. Зачастую в климат-контроле намного больше функций для направления воздуха, температурных режимов (так как это одновременно и система обогрева салона зимой).

Видео заправки автомобильного кондиционера:

Добавить комментарий