История легендарного автомобиля ЗИС110

1943 год. Война в самом разгаре, жестокие бои на всех фронтах. Руководство завода ЗИС получает неожиданный госзаказ — в кратчайшие сроки разработать и поставить в производство правительственный лимузин.

Лимузин – как символ
могущества

Чисто технической необходимости в разработке не было — в кремлевских
конюшнях было достаточно представительных авто. Безусловно, все это носило
политическую окраску, ведь СССР – великая держава. А великим державам положено
иметь все необходимые атрибуты. И автомобиль для политической элиты один из
них. Кроме того, модель заказали гражданскую. А это было свидетельством того,
что правительство демонстрировало всему миру — уже недалеко победное завершение
войны.

Так или иначе, но работа началось. 20 сентября 1944 правительством
были утверждены пилотные образцы машины. В августе 1945 завершена сборка первой
партии. ЗИС за немыслимые для мирового автомобилестроения 10 месяцев подготовил
необходимые чертежи, технологию и оснастку. Основу дизайна кузова составила устаревшая
паккардовская модель 180. Это был далеко не лучший выбор. Но это был выбор
Сталина.

Автор кузова художник-конструктор И. Герман сделал всё возможное,
чтобы машина с одной стороны отличалась от своего заокеанского аналога, а с
другой оставалась в стиле прототипа. Конструктор убрал подножки, придал большую
обтекаемость крыльям, немного изменил конфигурацию бамперов. Нужно отметить,
что за 180-й моделью в США тянулась недобрая слава и спрос был минимальный. Ее использовали
похоронные конторы. Поэтому американские генералы Макартур и Эйзенхауэр отказались
от «труповозок», предпочтя более простые автомобили Junior. Но Сталина
это не смутило. «Хозяин» дал добро на запуск лимузина в производство.

Конструкторские находки

В конструкции ЗИС110 (так назвали этот автомобиль) имелось
много новшеств — гидропривод тормозов, независимая передняя подвеска, гидравлические
стеклоподъемники, гидравлические толкатели клапанов, привод распредвала в виде бесшумной
пластинчатой цепи, гипоидная главная передача. Рычаг переключения передач разместился
на рулевой колонке. Салон, снабженный внутренней перегородкой между водителем и
пассажирами, был очень комфортабелен. Достаточно сказать, что для набивки
сидений использовался гагачий пух. Обладая мотором в 140 л.с., новый лимузин
достигал скорости в 145 км/ч и был самым быстрым советским авто того времени.

ЗИС110 имел нескольких вариантов исполнения: кабриолет и
фаэтон. Выпускались и машины, если можно так выразиться «народного
потребления» — они служили в качестве такси. В 1952-1957 годы изготовлялись кареты
«скорой помощи»: пятидверная модификация ЗИС110А. Уже после смерти
Сталина, по распоряжению Хрущева было изготовлено несколько полноприводных экземпляров
ЗИС110П, для удобства посещения целины. Передний мост этого монстра
позаимствовали от грузового «Студебекера». Был создан и гоночный
автомобиль на основе агрегатов 110-го.

Бронированный ЗИС115

Но вершиной всего семейства безусловно является
бронированная модификация 110-го: ЗИС115. Именно только на нем и передвигался
Иосиф Виссарионович. Тут нужно заметить, что этот автомобиль стал особенным.
Первыми это заметили американцы. Все дело в том, что, как было уже отмечено
выше, внешне ЗИС напоминал Паккард180 даже в мелких хромированных деталях.
Анализируя фотографии, сделанные на одной из правительственных встреч, американские
конструкторы заметили странную особенность — габариты ЗИСа, посадка и форма дверей,
колея и колёсная база не совпадали с предполагаемым прототипом. Логично
объяснить различия не удалось, и всё списали на ошибки советских конструкторов,
запутавшихся в переводе дюймовых размеров в метрическую систему. Однако причина
крылась совсем в другом.

Как обычно делались правительственные лимузины? Брался
серийный автомобиль, проводилась полная переборка всех узлов и агрегатов,
соответствующим образом менялся салон, устанавливалось дополнительное
оборудование. Если было необходимо, проводилось бронирование с последующим
усилением несущей рамы или кузова. При разработке ЗИС110 подход был
принципиально другой. Этот авто конструировался изначально для членов политбюро.
Её рама с кузовом проектировались с учётом бронировки. Результаты на самом деле
были потрясающими. За океаном не догадывались, что ЗИС115 на фотографии весил не
2.5 тонны, как Паккард. Он весил целых 7 тонн с бронёй не хуже чем Т-34! Причем
с внешней стороны она была практически незаметна! Не даром ЗИС110 и его модификации
считаются автомобильной вершиной сталинской эпохи.

18-08-2013, 00:06 | all1974

Сохранить:

Добавить комментарий