Сегодня мы поговорим про такое неприятное явление, как появление черного дыма из выхлопной трубы автомобиля, его причины и возможные последствия, как устранить неисправность.
Факторы, влияющие на работу двигателя
Нормальная работа силовой установки автомобиля зависит от многих факторов – технического состояния, степени износа узлов, состояния рабочих жидкостей, правильной регулировки систем, качества топлива и т. д.
Если эксплуатация и обслуживание силовой установки выполняется в полной мере, то и двигатель «ведет» себя соответствующе – функционирует без перебоев, сторонних шумов не наблюдается, количество потребления топлива не превышает нормы, а выхлопные газы в теплое время года при прогретом двигателе практически незаметны.
Как показывает опыт эксплуатации автомобилей, выхлопные газы, выходящие из трубы, могут одними из первых просигнализировать о возникших проблемах в работе силовой установки, даже если другие признаки еще не проявились.
Дым может иметь и другой цвет, к примеру, синий, серый или белый, но об этом дальше.
Причем проявиться черный дым может на любом моторе – дизельном или бензиновом, но у первых есть один нюансов.
Практически у всех дизельных установок при запуске и последующих пару минут работы черный выхлоп – явление естественное из-за особенностей самого двигателя.
При значительных нагрузках тоже может проявляться такой дым из трубы, особенно он хорошо просматривается на грузовых авто.
Но этот нюанс присущ дизелям при работе в определенных условиях, если же дым такого окраса наблюдается на многих режимах, следует обратить внимание на состояние двигателя, поскольку такого быть не должно.
Что касается бензиновых моторов, то наличие черного дыма из выхлопной трубы всегда является признаком неисправности мотора.
Причины появления
Вариантов, что стало причиной появления черного дыма – большое количество, и сразу однозначно сказать, из-за чего мотор «коптит» практически невозможно.
Причин данного явления много, но у все их есть одна основа – что-то не полностью догорает в цилиндрах двигателя.
Это может быть и топливо, часть которого просто обугливается, превращаясь в сажу, затем выводящееся в атмосферу, или же сторонние элементы, попадающие в цилиндры и тоже не полностью сгорающие.
А вот что не сгорает в цилиндрах – нужно еще разобраться.
Основными причинами появления выхлопных газов черного цвета являются:
Топливо очень низкого качества. Такой бензин или ДТ из-за своих низких эксплуатационных характеристик попросту не успевает полностью сгореть, отсюда и большое количество сажи в отработанных газах;
Нарушение в работе системы питания, из-за чего топливо перестает дозироваться и поступает в цилиндры в больших количествах (касается карбюраторных систем питания);
Проблемы в работе форсунок, в результате чего топливо не распыляется ими, а подается струей (характерно для дизелей и инжекторных авто);
Выход из строя датчиков , в частности, датчика впрыска топлива, из-за чего бензин поступает в цилиндры бесконтрольно и в большом количестве;
Использование топлива с большим количеством присадок, на работу с которыми не рассчитан силовой агрегат.
Как видно из перечисленного, основная проблема в появлении черного дыма кроется в системе питания, но не всегда.
Дополнительными признаками того, что вся проблема именно в топливной системе, являются резко возросший расход топлива, а также потеря мощности и затрудненный запуск мотора.
Но не только топливная система может стать причиной черного дыма, а также системы газораспределения и зажигания.
В любом случае черный дым – это нарушение в работе мотора, которое может привести к значительным проблемам.
Сажа, образуемая при неполном сгорании полностью выводиться из цилиндров не будет, часть ее осядет внутри цилиндров, нарушая работу элементов, которые в них находятся – форсунок и свечей зажигания.
А также в значительной мере засорит систему отвода выхлопных газов. А если авто оснащено катализатором, то в первую очередь от оседающей сажи «пострадает» именно он.
Далее рассмотрим причины появления черного дыма на примере определенных моделей, с разными системами питания, толь по дизелям информация будет обобщенной, поскольку особой разницы между моделями с таким типом мотора нет.
Черный дым при работе дизеля
Итак, при работе дизельного мотора из трубы идет черный дым. Если двигатель только запушен – все нормально. Силовая установка не прогрета, воздух поступает в цилиндры холодный, из-за чего его смешивание с топливом неполное и часть топлива попросту обугливается.
Как только в цилиндрах повысится температура – сгорание должно стать полным и черный дым исчезнуть.
При значительной нагрузке в цилиндры дизеля полается большое количество топлива, которое не всегда успевает сгореть, поэтому двигатель «коптит». Но при средних нагрузках черный дым не должен идти.
Если же дизель выпускает такой дым постоянно, то следует искать причину этому.
Часто причиной является недостаточная подача воздуха в цилиндры. Из-за этого получается переобогащенная топливом горючая смесь, которая и дает результат в виде черного дыма.
А виной этому является сильно загрязненный воздушный фильтр.
Система газораспределения тоже может стать причиной такого дыма. Нарушенные фазы газораспределения в первую очередь не дают возможности в полной мере подать нужное количество воздуха, отсюда и сильно обогащение смеси.
Качественное сгорание топливной смеси возможно только при хорошей , ведь в этом двигателе смесь воспламеняется от сжатия.
Сильный износ цилиндропоршневой группы запросто может привести к постоянному дымлению двигателя.
К тому же из-за износа часть масла будет попадать в камеры сгорания, что только добавит «копоти».
В дизеле также такой эффект может вызвать и неправильный момент впрыска дизтоплива относительно положения поршня, так называемый угол подачи топлива.
Копоть из трубы в карбюраторном авто
Перейдем к авто с карбюраторной системой питания, примером будет модель ВАЗ-2106.
При запуске двигателя у этого авто черного дыма наблюдаться не должно, а вот – явление нормальное, но в некоторых ситуациях тоже не безопасное.
Если же из трубы «валит» черный дым – это первый признак того, что нарушены регулировки карбюратора, в частности, сбито положение винтов количества и качества.
Из-за этого карбюратор дозирует больше топлива, чем надо.
Опять же причиной может стать засоренный воздушный фильтр, однако на карбюраторных системах это будет скорее дополнительной причиной.
Износ цилиндропоршневой группы – одна из самых частых причин черного дыма. При износе масло попадает в цилиндры – отсюда и дым.
Нарушение фаз газораспределения в куче с поздним зажиганием тоже может стать причиной данного явления.
Дымит инжектор
Перейдем к инжекторной системе питания, примером будет ВАЗ-2109. В такой системе карбюратора нет, однако увеличенную подачу топлива может обеспечить нарушение в работе форсунок.
Также сбои в работе могут давать и датчики топливной системы.
Остальные причины появления черного дыма из трубы идентичны ВАЗ-2106.
Для всех типов двигателей причиной появления черного дыма может стать пробой прокладки головки блока цилиндров.
Но черный дым является результатом пробоя, при котором появился зазор между цилиндром и каналом подачи масла в головку блока цилиндров, поэтому такая неисправность будет сопровождаться «жором» масла.
Выявление и устранение причины
Дизель.
Перейдем к тому, как выявить и устранить причину, дающую черный выхлоп.
Особенности топливной системы дизеля не позволяют полностью самостоятельно выявить причину данного явления. Все, что можно сделать – это проверить и и воздушный фильтры, а также замерить компрессию.
Если это не помогло и показатели компрессии в норме, то остается только обратиться к хорошему специалисту по топливной аппаратуре, чтобы он проверил на стенде работоспособность топливного насоса и форсунок.
У карбюраторных авто все значительно проще.
Никаких стендов не требуется. Выявление причины следует начинать с воздушного фильтра и свечей зажигания.
Фильтр нужно просто заменить, а свечи желательно визуально оценить — большой зазор между контактами свечи может стать дополнительным фактором появления черного дыма.
После оценки состояния свечей стоит проверить систему зажигания как на наличие контактов всех соединений, так и правильность установки.
Затем проверяется , а после – сам карбюратор.
Не стоит забывать, что износ двигателя тоже может стать причиной черного дыма, поэтому не помешает и замеры компрессии в цилиндрах.
Инжектор.
Что касается инжекторной ВАЗ-2109, то самостоятельно можно проверить только и компрессию в цилиндрах.
Поскольку в данном авто регулировка ГРМ производится шайбами, то в гараже выполнить проверку зазора в клапанах и установку правильного зазора будет невозможно.
По поводу инжектора, то проблему, связанную с датчиками можно выявить только при помощи специального сканера и устранить путем замены поврежденных датчиков, а нарушение работы форсунок – на специальном стенде с последующей их и регулировкой.
Подводим итоги
Появление черного дыма из выхлопной трубы является лишь сигналом того, что какая-то из систем двигателя работает неправильно.
Но выполняя соответствующее обслуживание силовой установки можно значительно сократить выявление причины.
Так, своевременная замена фильтров, регулировка клапанов и проверка угла зажигания сведет поиск причин появления черного дыма только к проверке состояния топливной аппаратуры и замера компрессии.
Если все показатели состояния системы питания и двигателя в целом нормальные – остается только вариант с пробоем прокладки ГБЦ.